Интегрированный урок по литературе и истории

Изменение размеров текста
для слабовидящих
[ A+ ] /[ A- ]

Надолго запомнится обучающимся 11-12 классов интегрированный урок по литературе и истории, посвящённый Е. И. Замятину, которому 1-го февраля исполнилось бы 190 лет со дня рождения.
Тема двухчасового занятия: «Знакомство с романом «МЫ»: история создания, сюжет, герои, тема и идея произведения, художественное своеобразие романа».
Первое, что бросилось в глаза – большая подготовка учителей и обучающихся к уроку: картины и иллюстрации, выполненные Джунем Сергеем (11кл.), цитаты стихов древних поэтов, огромный опорный конспект на доске (схематическое изображение Единого государства), на партах у обучающихся – роман, учебник, раздаточный материал: толковый мини-словарь (лексическое значения используемых на уроке слов); опорный сигнал-тоталитарный режим; план лекции учителя.
На протяжении всего урока демонстрировались слайды, подготовленные обучающимся Олексунем Владимиром, помогающие успешному восприятию изучаемого материала.
На уроке были использованы разнообразные методы обучения: лекция учителя, беседа с обучающимися, выступление учащихся, работа с книгой (вербальный); опорный конспект, картины, иллюстрации, плакаты (наглядный); сообщение об истории создания и появления жанров утопия и антиутопия, выступления «маски откровения» об истории появления и публикациях романа «Мы» (объяснительно- иллюстративный); решение проблемных вопросов: «Можно ли считать роман «Мы» романом предупреждением, романом-предвидением? Кто Е. И. Замятин – горестный пророк, ясновидец или …? (проблемный); наблюдение за текстом романа, нахождение художественных особенностей произведения, указывающих на его уникальность, на талантливость автора (элементы исследовательского). 

Структура урока, т.е. его элементы, были полностью подчинены целям урока и достижению учебно-воспитательных задач. Лекция учителя была выстроена так, что материал излагался от известного к неизвестному, от простого к сложному. Историк (Петров Ринат) с руководителем Рябковым Виктором Аркадьевичем свои выступления о древних писателях и утопических произведениях сопровождали мини-презентациями. Работа с опорным конспектом помогла реально представить структуру и героев Единого государства.

Прочитанные на уроке эпизоды из романа «Мы»: строительство воздушного корабля «Интеграл», роль часовой Скрижали в жизни «нумеров» Е.Г.; посещение занятий в аудиториумах; посещение Древнего Дома главными героями Д-503 и l-330; Литургия и казнь-расправа над поэтом, выступившим с кощунственными стихами; День Единогласия (выборы Благодетеля), последовавшая за ним расправа с членами революционной организации «Мефи» и неудавшийся захват «Интеграла» повстанцами и, наконец, Великая Операция по удалению «фантазии» у нумеров Е.Г.- позволили обучающимся познакомиться с содержанием и композицией этого необычного романа.
Погружение в текст произведения позволили провести наблюдение за своеобразной лексикой романа: новоязами Е. Замятина, метафорами, иронией автора, часто переходящей в прямой сарказм, и подвести учащихся к решению проблемных вопросов, поставленных перед ними в начале урока.
Был сделан обучающимися (а потом подкорректирован учителями) вывод:
Е. И. Замятин оказался и ясновидцем и горестным пророком. Если бы сразу по достоинству оценить его произведение, задуматься, сделать выводы!
Сколько бы ошибок мы избежали! Мы должны сказать спасибо этому человеку, потому что далеко не многим удаётся заглянуть в будущее. А Евгений Иванович смог, потому что он обладал огромной интуицией, зорким умом и ярким воображением.
Смог предвидеть и доносы, и газовые камеры, и фашизм, и единство чувств и мыслей (единогласие), и единство на выборах, и номера вместо имён (сбывшиеся в лагерной практике), и бездуховность.
Очень оживила урок музыка, то звучал марш, когда колонами шагали по четыре «нумера»; то симфония Скрябина, когда у Д-503 или других «нумеров» просыпалась (появлялась) душа.
Под звуки симфонии был сделан и последний аккорд уроку:
«Пока есть у человека душа, пока мы чувствуем, думаем, волнуемся, переживаем, сочувствуем, негодуем, любим, мы живём, мы личности; и тогда никакой тоталитарный режим, никакой Благодетель не могут быть уверены в победе над индивидуальностью».
Присутствующие на уроке учителя дали высокую оценку занятию и учителям, проводившим его.
Настолько профессионально были объединены в единое целое все элементы урока (методы, приёмы, наглядность, музыка, ИКТ), что знакомство с таким трудным, своеобразным романом прошло с большой заинтересованностью со стороны обучающихся, с большой их активностью, заставило задуматься над проблемами, затронутыми в романе, а также заставило осознать, что роман «Мы» актуален и в наши дни.